Инклюзивное образование
С 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ключевое направление реализации данного закона является организация инклюзивного образования.
Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Суть инклюзивного образования – внедрение ребенка с ОВЗ в нормальную среду, чтобы он мог получать не только знания, но и социальный опыт, принимать участие в коллективной внеурочной деятельности, общаться с детьми, не имеющими проблем со здоровьем.
Главная идея инклюзивного обучения – акцент на ценности и уникальности каждого человека, внедрение в сознание детей мысли о том, что любой из них, несмотря на индивидуальные особенности, может учиться, общаться со сверстниками, заниматься творчеством, физической культурой и спортом. Социум открыт для всех, и наличие инвалидности не является значимым препятствием для активной жизни людей с такими проблемами.
Для детей с ОВЗ инклюзивное образование – возможность не отрываться от семьи, находиться рядом со своими близкими, а не в специальном интернате, который может располагаться в десятках и сотнях километров от родного дома. Обучение в обычной школе позволяет им сохранять родственные связи, жить в семье, ощущать постоянную поддержку близких.
Учебное заведение должно создать определенные условия инклюзивного образования, позволяющее успешно решать вопросы физической, психологической и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
Согласно официальной статистики в МОУ СОШ №5 им. 63-го Угличского пехотного полка в 2024-2025 учебном году обучается больше 60 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В рамках реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ созданы следующие условия:
- проводятся специальные занятия внеурочной деятельности, направленные на коррекцию психических процессов и ликвидацию пробелов в обучении
- создаются адаптированные контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации
- работает психолого-педагогический консилиум, который занимается выявлением и поддержкой детей с ОВЗ
- проводятся индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) по сопровождению образовательного процесса детей с ОВЗ
Документы школы, регламентирующие обучение детей с ОВЗ:
- Программа мероприятий по обеспечению доступности качества образования обучающихся с особыми возможностями здоровья, инвалидов на 2024–2025 учебный год
- Положение об обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме
Методические рекомендации (разработаны Институтом коррекционной педагогики):
- Здоровьесберегающие условия обучения ребенка с ОВЗ (советы родителям)
- Методика разработки, отбора и коснтруирования тестовых заданий для промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ, получающих основное общее образование
- Социализация подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Социализация и формирование сферы жизненной компетенции подростков с задержкой психического развития в образовательном пространстве
- Организация образования обучающихся по СИПР
- Методические рекомендации по использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации в процессе обучения и воспитания детей с ТМНР
- Трудные жизненные ситуации в семье ребенка с ОВЗ или инвалидностью